Авторский коллектив:
Л. М. Ванюшкина - д. п. н. зав. кафедрой прикладной культурологии Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования
Л. К. Ермолаева - к. и. н., доцент кафедры прикладной культурологи Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
Н. Г. Шейко - к. п. н., доцент кафедры прикладной культурологи Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования
Ю. А. Кораблина - методист кафедры прикладной культурологи Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования
ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ
1. Существует мнение: «Санкт-Петербург создан несколькими творцами – Природой, Временем и Человеком». Согласитесь ли вы с этим высказыванием или возразите ему? Аргументируйте свое мнение характеристикой двух или трех уголков нашего города.
2. Объясните утверждение: «Современный Санкт-Петербург – самостоятельный субъект Российской Федерации». Какой документ, кроме Конституции Российской Федерации, доказывает статус Петербурга как самостоятельного субъекта Российской Федерации? Охарактеризуйте его основные положения.
3. Говорят, что Санкт-Петербург был основан «на берегу пустынных волн». Согласны ли вы с этим высказыванием или нет? Аргументируйте свою позицию.
4. Невские земли – часть Балтийского региона. Как складывались отношения (политические, экономические, культурные) нашего края с иными странами и народами Балтики (с 1Х до ХХ вв.)?
5. Высказывается мнение, что уже в первые десятилетия существования города определились его политическое, экономическое и культурное значения для России. Согласны вы или нет с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
6. Санкт-Петербург – «зеркало российской истории». Какие общеисторические события произошли в нашем городе в ХУ111 – начале ХХ вв.? Какие памятники петербургского наследия напоминают об этих событиях?
7. Санкт-Петербург – «зеркало российской истории». Какие общеисторические события произошли в нашем городе за последние 100 лет его существования? Какие памятники наследия, традиции напоминают об этих событиях?
8. Ленинград – город-герой. За какие заслуги он был удостоен этого звания? Какие памятники наследия, традиции, напоминают о том, что наш город – герой?
9. Санкт-Петербург – экономический центр России, Балтийского региона. Для всех ли исторических периодов развития города справедливо это утверждение? Подтвердите свое мнение конкретными фактами.
10. Санкт-Петербург – город-музей, «наследник мировых цивилизаций». Аргументируйте свое мнение. Приведите примеры памятников культурного наследия Санкт-Петербурга, напоминающих о «связи времен, культур, народов».
11. Санкт-Петербург внес вклад в культурное наследие мира. Докажите справедливость этих слов.
12. Санкт-Петербург – столица бывшей Российской империи. Какие памятники, музейные экспозиции подтверждают это мнение?
13. Санкт-Петербург оказал огромное влияние на развитие российской культуры, искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, литературы). Ваше мнение: справедливо ли подобное утверждение? Аргументируйте свой ответ.
14. Наш город – центр образования. Докажите справедливость этих слов, приведя примеры (факты) из разных исторических периодов развития нашего города.
15. Наш город – центр науки. Докажите это положение, приведя примеры (факты) из разных исторических периодов развития нашего города.
16. Санкт-Петербург – «многонациональный город», «город веротерпимости». Как вы понимаете смысл этих выражений? Какие исторические факты, памятники культурного наследия и традиции свидетельствуют о многонациональном характере нашего города, о веротерпимости, толерантности его горожан?
17. Санкт-Петербург называют «многоликим городом». Как вы понимаете это выражение? Докажите, что Санкт-Петербург на протяжении трехсот лет был «многоликим».
18. Санкт-Петербург называют городом театров. Когда появились первые театры в городе? Какую роль играл театр в жизни горожан в разные исторические периоды? Какие театральные здания, созданные в прошлом, сохранились до наших дней?
19. Объясните, выражения «повседневный быт горожан», «повседневная культура», «праздничные традиции петербуржцев». На примере одного исторического периода охарактеризуйте особенности быта разных слоев петербургского общества. Какие из утраченных традиций повседневной культуры вам хотелось бы возродить? Какие праздничные традиции прошлого сохранились в современном городе?
20. Объясните выражение: «город – место жизни горожан (среда их обитания)». Справедливо ли утверждение, что все удобства городской жизни появились лишь во второй половине ХХ в.? Аргументируйте свой ответ. Какие проблемы жизни горожан, возникшие в прошлом, сохраняются и в современном нам городе?
21. Охарактеризуйте основные положения стратегического плана развития Санкт-Петербурга. Какие возможности для реализации ваших жизненных планов предоставляет Санкт-Петербург?
22. Санкт-Петербург – один из крупнейших городов, расположенный на территории Ленинградской области. Как город влиял на развитие этого края в разные исторические периоды? Какие памятники наследия свидетельствуют об этом? Какую роль оказывает Ленинградская область на жизнь Санкт-Петербурга?
23. Каждый район Санкт-Петербурга играет важную роль в жизни города и горожан. Охарактеризуйте роль вашего района в жизни Санкт-Петербурга.